начало здесь

Про транспорт. В Вильнюсе можно купить проездной на 1, 3, 10 дней, месяц. Нам с Лёшей подходил проездной на 3 дня, мы купили его, остальным он был не нужен. Стоит он довольно дорого - нам удалось оправдать затраты на покупку лишь в последний день, хотя катались на транспорте мы много, объезжая разные уголки города. Как я понимаю, такие проездные покупают не столько для того, чтобы сэкономить на проезде, сколько избавить людей от необходимости каждый раз покупать (и пробивать) билет. Особенно для туристов это удобно - заплатил раз и катаешься, сколько влезет, не заморачиваясь с оплатой.

В Вильнюсе эксплуатируются в основном две модели троллейбусов - Шкода 14tr (1987-1997 г.в.) и Solaris Trollino 15AC (2004-2006 г.в). Польская фирма Solaris первая в мире стала производить трёхосные соло-тролейбусы, несколько штук были поставлены в чешский город Острава, а остальные - в количестве 40 штук - в Вильнюс. Фото такого троллейбуса здесь. Очень позитивные ощущения от поездки. Я затрудняюсь сказать, где еще можно найти такой тип - их производство только налаживается. В России есть в опытной эксплуатации в количестве одна (1) штука на базе Волжанина в Волгограде (буду в Волгограде 9 мая, попробую прокатиться), в Украине есть Богдан Т801, тоже одна штука, в настоящее время находится в Симферополе. Про фуникулёр Каунаса и Вильнюса будет отдельная запись.

Жилые районы в Литве - самые обычные, привет советскому прошлому. Так, проезжая по Вильнюсу в спальных районах, местность по архитектуре мне очень напомнила обычный областной центр России. Во многих местах вдоль одного длинного проспекта были уродливые граффити, попались несколько палаток с разбитыми стёклами. Каунас в этом плане смотрится лучше, а один район был практически неотличим от спального района Москвы 60-70-ых годов постройки. Лишь надписи на вывесках говорили, что это совсем не Россия.

В Каунасе мы случайно забрели в старый парк советских аттракционов и с удовольствием там покатались. Аттракционы, знакомые с детства - "Вихрь", "Автодром". Мы были единственными посетителями на тот момент, народу там очень мало. Даже персонал не сидит в кабинках, а прогуливается по парку. К нам подошли и предложили покататься, когда мы с интересом рассматривали аттракционы. Поначалу я даже подумал, что парк не работает - никого нет и техника довольно старая. После этого, мы спустились вниз и пошли пешком по длинной пешеходной улице, которую я упоминал в первой записи.

В Каунасе чуть было не произошла неприятная история. Во второй половине дня я оторвался от основной группы - у меня в планах было не только погулять по центру, но и посмотреть другие районы города. Мы договорились, что если будем успевать, встретиться в электричке отправлением в 19:40. На вокзал я приехал на троллейбусе за 7-8 минут до отправления электрички, иду в кассе и вдруг обнаруживаю, что нет денег на проезд! Как так, у меня оставалось 200 литов (2300 рублей), где они - непонятно... Беру мобильник, чтобы позвонить - неожиданно для меня не работает (причина рассказана ниже) - что делать??? Бегу к кассам - спрашиваю, можно ли оплатить проезд в электричке, получаю утвердительный ответ, что можно, с наценкой 5 лит, ок, разворачиваюсь и бегу к составу, успел пройти внутрь за три минуты до отправления. Своих знакомых я встретил в салоне, они мне одолжили денег, чтобы заплатить за проезд.

Мне сложно предположить, как развивались бы события, если бы я не успел на эту электричку. Нет денег, нет знакомых, чужой город, телефон не работает. Любые неприятности в виде штрафов за безбилетный проезд могут негативно отразиться на визовой истории (а ведь это только первая поездка по заграну). Собственно, выхода два - договориться с кондукторами (самый дешёвый проезд стоил 16.30, мне не хватало буквально 3-4 лит), либо продать купленный сувенир (60 лит, тарелка), но совершенно неизвестно, как там относятся к незаконной торговле.

Как выяснилось позже, 200 литов нашлись в гостиничном номере, на тумбочке, причём я не помню, чтобы я их туда выкладывал (и мой сосед не помнил). Самая вероятная версия - они случайно утром выпали из кармана и были оставлены в постели / возле кровати, а на тумбочку их положила горничная, которая убиралась. С телефоном - мне в первый день были сделаны несколько звонков, не зная, что я в Литве, а стоимость минуты оказалась больше, чем я ожидал (66 рублей). Надо покупать туристическую симку...

И еще про электричку и железные дороги. Между Вильнюсом и Каунасом путь электрифицирован, между этими городами курсируют электрички. Они бывают двух типов - обычная, Рижского завода, ЭР9, таких полно в России и в Украине. А второй тип - скоростная, двухэтажная, фирмы Шкода, курсируют там с 2008 года. Мы проехали и на той, и на той. Кстати, на этом участке находятся два самых первых железнодорожных тоннелей Российской империи - один, Паняряйский закрыт и не используется (находится на окраине Вильнюса), а другой находится в черте города Каунас и успешно используется. Он был построен в 1861 году.

В этом отчёте не хватает фотографий. Про исторические красоты, памятники природы лучше скажут фотографии, что про них рассказывать. Но. К сожалению, наш штатный фотограф пока не выложил фотографии. Выложит - дам ссылку. Пока можно посмотреть здесь.